Декорирование в переводе с французского языка означает «украшение». Каждый в своей жизни хотя бы раз украшал новогоднюю елку, кулинарное блюдо, свой дом. Но роль декорирования простым украшательством не заканчивается – декорируя свои вещи, мы творим историю. Ведь это самый главный свидетель жизни людей прошедших эпох. И его свидетельства отличаются беспристрастностью, развенчивая устоявшиеся мифы. Давайте попробуем на несколько мгновений стать историками и проанализировать пару исторических заблуждений. Ну, а помогать нам в этом будут предметы, которых коснулись руки декоратора.
Декорирование зародилось в момент, когда у прародителя современного человека появилось свободное время и желание украсить мир вокруг себя. По данным официальной истории на территории современной России практически до крещения Руси в 988 году проживали дикие племена. О каком-либо организованном обществе, владеющем научными знаниями, речи не шло. Создается ощущение, что наши предки лазали по деревьям вплоть до прихода Рюриковичей. Но так ли это?
В 1955 году в районе Владимира при строительных работах были найдены доказательства ошибочности этой теории – это захоронение эпохи палеолита, известное под названием Сунгирь, в котором обнаружены останки мужчины и двух детей.
Не будем останавливаться на подробностях этого открытия, гораздо интереснее изучить одежду найденных древних людей. При раскопках обнаружили около 10 тысяч бусин. Их использовали для вышивки и изготовления украшений, при чем не примитивных, а с интересным рисунком, когда бусины расположены перпендикулярно друг к другу. Все они изготовлены из зубов животных, а дырки сделаны с использованием сверла, хотя по данным ученых метод сверления появился несколько тысяч лет спустя. Также, археологи установили, что эту одежду из-за сурового климата носили постоянно, то есть найденные наряды были повседневными.
А теперь давайте анализировать! Если вы хотя бы раз пробовали декорировать что-то бисером, то можете подсчитать, какое время нужно для вышивки небольшого рисунка или изготовления самых простых бус. Учтем поправку на использование современных материалов – ниток, иголок, бисерин. Дальше представьте, что вы целыми днями занимаетесь охотой и собирательством и оберегаете свое жилище от диких животных и других племен. Останется ли у Вас время на ненужное в обычной жизни декорирование?!! Кажется, ответ очевиден. А жители этого поселения декорировали не только одежду взрослых, но и детские вещи. А дети, как известно, растут очень быстро.
Та же ситуация и с найденными предметами обихода. Они тщательно вырезаны из костей мамонта, на них нанесены рисунки, но самое интересное — для их окраски использовали охру!
Опираясь на доказательства, которые предоставляет нам декорирование, можно сделать вывод, что уже 20 000 лет назад на территории Владимирской области находились поселения людей, которые активно использовали в быту достижения науки и организовывали свое хозяйство так, что у них оставалось время для творчества. Вот такие получаются жители деревьев.
Прошли тысячелетия, образовалась Российская Империя, но уважения к ее жителям так и не появилось. Русский мужик – это необразованный пьяница, куда ему до просвещенной Европы. И опять на помощь приходят вещи, заботливо расписанные обычными крестьянами. И речь пойдет не о домашних поделках, а о направление искусства, признанного нынче во всем мире, а по своей сути обычном декорирование посуды. Догадались, о чем идет речь? Конечно же, это хохлома. Считается, что этот метод росписи зародился в XVII веке с приходом на Волгу беглых иконописцев-староверов. Они-то и научили дремучих мужиков изготавливать прекрасную посуду. Давайте посмотрим на это с точки зрения декорирования.
В начале любого удачного преображения лежит идея: что украсить и как это сделать. Также важное значение имеет опыт – не сможет новичок выводить красивые узоры. Старцы помогли решить вопрос о том, как делать. Работая с золотом, они подсказали мастерам принципы золочения. Но идея росписи, выбор предмета декорирования – это целиком и полностью заслуга крестьян. Пытливая русская мысль добилась удешевления процесса – золото заменили на олово, покрытое олифой. Русские умельцы придумали инструменты для изготовления посуды и ее покраски – многочисленные станки и штампики. В хохломе нет двух одинаковых рисунков – роспись строится на индивидуальности художника, общие только принципы.
Так почему при наличии способностей мы не основали самое развитое, технологичное государство? Все дело в особенности русской души. Посмотрите на узоры хохломы, в них присутствует растительная тематика.
Да и другие виды декоративного творчества России изобилуют природными мотивами – и палех, и дымка, и жостовская роспись. Не было у славян стремления к мировому господству, чужды были им идеи подчинения, в отличие от западной цивилизации, где этих мотивов огромное количество. Взять хотя бы греческие амфоры – либо изображения богов, либо сражений. Русский же человек видел счастье в тесном взаимодействии с природой, ее почитание и бережном использование.
Такими мы были, такими и остаемся. И сегодня, решив декорировать свой первый предмет, задумайтесь о том, что Вы хотите рассказать своим потомкам о себе, какие идеи будете выражать.
Ведь декорирование – это самый правдивый свидетель истории!
p.s. Не будь жадиной, поделись с Друзьями 🙂